|
Сальников Владимир
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1948 родился в Чите
1971 окончил Московский полигpафический институт (гpафический факультет)
1971-88 работал иллюстpатором для московских издательств
1972-82 пpеподаватель в Московском полигpафическом институте
1980 член СХ СССР
В КАКИХ СОБРАНИЯХ РАБОТЫ
Музей В.Маяковского, Москва
Томский художественный музей, Томск
Muzeum sztuki w Lodzi, Лодзь, Польша
Музей чешской литературы, Прага, Чехия
Коллекция Великой герцогини Люксембургской
Собственность E.Peshler, Швейцария
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1992 "Художник и кpитик". Галерея "СТудия 20", Москва
"Hаучение телу" (совместно с М. Михальчуком). Институт Философии РАH, Москва
1993 "Доверчивый супруг". Галерея "Велта", Москва
1994 "Победа и поражение. Племянница художника Гитлера". Институт современного искусства, Санкт-Петербург
"Победа и поражение". Галерея "Obscuri viri", Москва
"Остролистовый лес". Галерея "СТудия 20", Москва
1995 "Спасение пространств". TV Галерея, Москва
"Думы". Галерея "CТудия 20", Москва
"Спасение пространств". Семинар "Человек в эпоху электронных технологий". TV Галерея, ЦСИ, Москва
1997 ""Пространства, спасаемые нами, подвластны воле и разуму". Арт Медиа Центр "TV
галерея" и Центр Современного Искусства, Москва
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1987 "Репрезентация". л/о "Эpмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Жилище". л/о "Эpмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1988 "Hовое советское искусство". Выставочный зал, Октябpьская, 26, Москва
Междунаpодная тpиеннале pисунка. Вpоцлав, Польша
1989 "Фоpма и обpаз". Сумы, Укpаина
"Гpафика московских художников: Городу и миру". ЦДХ, Москва
1990 "Тpое". Галерея "Московская палитpа". ЦДХ, Москва
"Советский художественный авангаpд, 1920-1980". Галерея "Московская палитра", Минск
1990-91 "The Pyramid Show". Галерея "Московская палитpа". Сидней, Аделаида, Австралия
1991 "Совpеменные художники - Малевичу". ГТГ, Москва
"АРТ МИФ 2" (программа "Имена"). Манеж, Москва
1992 "В центpе миpа". Томский областной музей, Томск
"КККК". ЦДХ, Москва
"Kennen Sie diese Namen?". Raissa Galerie, Эpфуpт, Фpанкфуpт-на-Майне, Геpмания
"Hатюpмоpт конца XX века". Галерея "Московская палитpа". МАРХИ, Москва
1993 "Монументы: Трансформация для будущего". ИСИ, ЦДХ, Москва; ICA, Нью-Йорк, США
"Национальные традиции и постмодернизм". ГТГ, Москва
"Индороссия" (совместно с Н. Котел). Лаборатория ЦСИ, Москва
1994 Monumental Propaganda. ICA, World Trade Center, Нью-Йорк, США
"Бассейн "Москва" (выставка-акция). Бассейн "Москва", Москва
"Мой маленький эксперимент с реализмом". Проект "ESCAPE". Мастерская кураторов ЦСИ. ЦСИ, Москва
"Рисунки из России". Галерея "Московская палитра", Москва
1995 "Партия под ключ". Галерея М.Гельмана. Политехнический музей, Москва
"Апокалипсис". Российский Государственный гуманитарный университет, Москва
АВТОР О СЕБЕ
Что я, вообще, делаю в искусстве?
Куда-то передвигаюсь – под давлением трудно отслеживаемых и, уж
конечно, неконтролируемых сил: любознательности и нежелания
вписываться в общую рамку. Чтобы, не дай Бог! незаметно для себя
самого не мимикрировать – я глаз не свожу со своего силуэта: как он
выглядит на общем фоне? Что, естественно, сопровождается некоторыми
трудностями, пока не смертельными. Зато, я не гнию заживо, что
непременно случилось бы, начни я более строго следовать всем тем
правилам и запретам, что определяют конфигурацию современного
московского художника. Я же могу себе позволить в одно и то же время
сочинять геополитические теории, выступать с телевизионными
проповедями (в соответствии со мною же придуманным вероучением
"Спасение Пространств") и заниматься портретом, писать обнаженные
тела, символизирующие Прекрасное, на котором основывался советский
режим. Не быть и не стать абстрактным, просто калькулируемым,
учтенным, сподручным, легко кодируемым – и есть для меня искусство.
Избежать всего этого, чтобы остаться инфантильным, капризным,
волюнтаристичным и шизойдным, вести себя, как примадонна, т.е. иметь
право быть регрессивным – и есть для меня искусство. А то, как этого
добиться – уже философия. Быть в искусстве – значит быть в материнской
утробе.
КРИТИКА
Вряд ли кого-нибудь из окружающих нас сегодня художников портрет
интересует так, как Владимира Сальникова. Мы привыкли – чему нас учит
живописная традиция – что портрет это своеобразный мгновенный снимок,
живописный слепок с лица, даже если в моментальности конечного
изображения наслаиваются друг на друга следы времени – многих
прошедших сеансов, в ходе которых постепенно проступал желанный лик.
Однако портрет для Владимира Сальникова – это в первую очередь
жанровое задание, это выстраивание каждый раз вместе с создаваемым
изображением его жанровой рамки, композиционного вместилища. Но не в
том смысле, что нужно все уравновесить и скомпановать – так, чтобы
получилась удобная для глаза композиция (хотя и об этом приходится
думать); дело в том, что возможности самого жанра будут всякий раз
осваиваться параллельно проступающему образу. А раз так, то "реализм",
или "реалистичность", этих работ будет заключаться отнюдь не в
сходстве (художник нас всегда порадует и этим), но в том, насколько
искомое сходство вписано в специально найденный для него жанр. Иными
словами, сходство будет зависеть от его живописной организации,
диктуемой вполне конкретным объектом, от использованного и часто по
ходу изобретаемого приема, наконец, от невозможности предугадать, что
из такого "использования" в конце концов получится. Жанр будет
рождаться, точнее, случаться вместе с отдельным произведением, и жанр
этот, повторяю, – портрет.
Когда я говорю о портретах Владимира Сальникова, я имею в виду не
только собственно портреты – в основном женщин, замечу мимоходом, – но
и живопись, формально к портрету непричастную. Огромные холсты с
изображением частей женского тела, массивность которых любопытным
образом приглушена эфемерностью материала (речь идет о дымчатом
марлевом покрытии серии полотен) – эти холсты суть те же портреты. И
даже иероглифические композиции, состоящие из рядов произвольно
расцвеченных знаков, являются своего рода портретом. Портретом,
разложенным на дробные составляющие, не имеющие, казалось бы, никакого
отношения к лицу и все же такие, на которых зиждется изображение.
Можно сказать, что это портрет элементов изобразимого.
Теперь возникает вопрос: что значит "портрет"? Я предполагаю, что в
самой структуре портретного жанра уже записано лицо, уже отпечатаны
его основные ориентиры. Даже если лицо как таковое отсутствует, это та
изначальная схема (наряду с нашим телом), по которой мы располагаемся
и движемся в мире, это размеченный, подобно координатной сетке, экран,
принимающий на себя и возвращающий нам все наши проекции. Владимир
Сальников как будто постоянно задает себе вопрос: как происходят наши
встречи с миром, как мы встречаем и опознаем друг друга, как осваиваем
вещи, как обживаем ландшафт? Он задает себе этот вопрос, обращаясь к
невидимым, но жестким структурам, лежащим в основе самой нашей жизни.
Владимир Сальников исследует портрет, портрет как путь, прокладываемый
нами, но также и проложенный за нас. Художник как будто каждый раз
совершает то, что свершается обычно по привычке: он недоверчив ко
всему тому, что сознание, повинуясь закону экономии, переводит в
область телесного автоматизма. Каждым своим произведением он заново
осваивает путь человека в мире, но также и ту схему, которая позволяет
организовать этот путь, сделав его предметом представления, в том
числе и живописного. Владимир Сальников словно все время удерживает
два полюса: представленного и самого механизма представления, то есть
того, что движется в сторону возможных идентификаций, но до поры
свободно от них.
Мне кажется вполне закономерным, что, исследуя портрет как еще не
ставшую стихию, раскрепощая и освобождая самые его основания, художник
дарит нам и образ собственного лица, показывая его на экране как лик
читающего проповедь. Это укрупненное, живущее во времени лицо,
которое
подвержено игре мимических случайностей, безусловно уникально и вместе
с тем есть всякое лицо – снова раздвоение и снова проблема: лицо как
схема и как неуловимый избыток живого. Живописный портрет словно
балансирует на этой грани – Владимир Сальников напоминает нам, как
портрет становится портретом.
Е.Петровская
БИБЛИОГРАФИЯ
"В мастерской художника Владимира Сальникова", журнал "Детская
литература", N9, 1983;
"В мастерской художника Владимира Сальникова", журнал "Дружба
народов", N2, 1988;
Н.Смирнова "Как нарисовать птицу", журнал "В мире книг", N10, 1983;
Каталог выставки "Пирамид-шоу", 1990, Мельбурн, Австралия.
Сайт создан при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия
|